- Тауантинсуйу
Тауантинсуйу (Государство инков).
Карта.Тауантинсу́йу (исп. Tahuantinsuyu, Tahuantinsuyo, на языке кечуа четыре соединённые между собой стороны света), государство инков, крупнейшее государственное образование Древней (доколумбовой) Америки. Охватывало в XVXVI вв. территорию, занимавшую большую часть современного Эквадора, Перу, значительной часть Боливии, Чили и Аргентины, а также небольшой район Колумбии. Северной стороной света считалась область Чинчасуйу, южной Кольясуйу, восточной Антисуйу, западной Контисуйу. В Андской области и на прилегающем к ней побережье на протяжении 1-го тысячелетия до н. э. 1-го тысячелетия н. э. возникли развитые земледельческие цивилизации Чавин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанако и др. Примерно с XII в. началось возвышение городской общины Куско, сложившейся в результате смешения пришельцев-инков с местным населением. В борьбе с воинственными племенами чанков, претендовавших на гегемонию в области Куско, инки, принадлежавшие к языковой группе кечуа, создали союз кечуанских племён и общин. Во главе союза стоял правитель вождь, носивший титул «Сапа инка» (на языке кечуа Верховный или Единственный инка).
Историческая традиция кечуа насчитывает 14 или 13 правителей: Манко Капак, Синчи Рока, Льоке Юпанки, Майта Капак, Капак Юпанки из династии Урин Салак, из династии Ханан Салак Инка Рока, Яуар Уака, Виракоча (Инка Рипак Юпанки), Пачакутек (правил в 14381463 или 1471), Амару Инка Юпанки (1463 1471?), Тупак Инка Юпанки (14711493), Уайна Капак (14931525), Уаскар (15251532), Атауальпа (15321533). Кроме того, в так называемом новоинкском царстве, образовавшемся после вторжения в Т. испанских конкистадоров, были коронованы Инка Манко, Сайри Тупак, Тито Куси Юпанки и Тупак Амару I.
Союз кечуанских племён и общин значительно расширил территорию, находившуюся под их контролем: путём прямых захватов, дипломатией и другими средствами была создана обширная держава. Усиление роли Куско и его правителей привело к превращению союза племён и общин в государство типа восточной деспотии с сильной централизованной властью. Это государство практически оформилось при Пачакутеке, первом историческом засвидетельствованном Инке. В государстве Т. Верховный инка считался богом на земле и обладал неограниченной властью. Господствующий класс состоял из нескольких каст: «инки по крови», «инки по привилегии», курака (вожди общин и племён) и др. Эксплуатируемая часть общества также подразделялась на касты: митимае первой категории (привилегированная часть общинников, основывавших военные поселения во вновь завоёванных областях), хатун руна (формально свободные, но фактически порабощённые рядовые общинники и ремесленники), митимае второй категории (переселенцы из вновь завоёванных районов), рабы янакуна, жрицы «Избранницы Солнца» (в подавляющей массе рабыни) и др. Известно много случаев выступлений эксплуатируемых слоев общества, восстаний покорённых племён и народностей: восстание Ольянтая в годы правления Инков Пачакутека и Тупак Юпанки в районе Антисуйу, восстание населения района Тумбеса в годы правления Тупак Юпанки, восстание на острове Пуна в годы правления Уайна Капака и др. Разноязычное и разноплемённое население Т. составляло, по различным данным, от 6 до 40 млн. человек. Общегосударственным языком являлся кечуа. Ряд факторов, в т. ч. и ассимиляторская политика инков (в области языка, религии, методов ведения хозяйства), положили начало процессу слияния различных этнических групп в единую древнекечуанскую народность.
Хозяйственной основой Т. было земледелие с использованием ирригационных сооружений, удобрения (гуано) и искусственных насыпных террас по склонам гор. Именно из Андской области распространились маис, картофель и пр. и стали мировыми сельскохозяйственными культурами. Т. единственное государство доколумбовой Америки, в котором существовало животноводство как особая отрасль хозяйственной деятельности (были одомашнены лама, альпака и др.). На высоком уровне находились текстильное производство, обработка металлов (в т. ч. плавка золота, серебра, свинца, меди, олова, бронзы, холодная обработка метеоритного железа), строительная техника, дорожное строительство и т. д.
В религии Т. главное место занимал культ Солнца, а также свидетельствующий о постепенном переходе к монотеизму культ «многоединого» бога Кон-Тикси-Виракочи-Пачакамака-Инти, олицетворяющего Солнце (см. Религии индейских племён и народов Латинской Америки).
В 15301532 государство Т. было ослаблено междоусобной войной за престол между Атауальпой (представителем так называемой династии Кито) и Уаскаром (представителем династии Куско). Это облегчило захват Т. испанскими конкистадорами, вторгшимися в страну в 1532. Конкистадоры захватили Атауальпу и казнили его. В 1534 пала столица Т. Куско. Конкистадоры разграбили Т., поработили и закрепостили его население. В 1535 инки подняли восстание против захватчиков (см. Инки Манко восстание). В труднодоступной местности Вилькабамба они образовали так называемое новоинкское государство во главе с Инкой Манко. После гибели Инки Манко (1544) борьбу продолжали его сыновья. В 1572 последний оплот независимости инков в районе Вилькабамбы был уничтожен.
Ю. А. Зубрицкий.
Культура Т. была заключительным этапом многовекового развития древних доинкских и инкской цивилизаций, существовавших в этом районе. Архитектура Т. известна по описаниям и многочисленным остаткам зданий. Вначале были характерны циклопические сооружения из колоссальных камней разной формы (крепость Саксауаман близ Куско).
Камни скреплялись иногда шипами, выступами, медными скобами и штырями. Позже архитектурные сооружения стали выкладываться камнями меньшего размера и неровными рядами (дворец Инки Рока в Куско). Накануне испанского завоевания инки строили вытянутые в длину, геометрически строгие по формам, необычайно прочные сооружения из тщательно отёсанных, выложенных чёткими рядами камней, соединённых пазами и шипами (крепость Писак близ Куско). В Куско ещё сохранились нижние этажи построек, выполненных в инкское время таким способом. Низкие узкие постройки с массивными стенами и тростниковой или соломенной крышей группировались вокруг двора. Крупнейшим сооружением был Храм Солнца (Кориканча) в Куско, богато украшенный золотыми пластинами. Изобразительное искусство Т. представлено фрагментами каменной скульптуры, золотыми статуэтками людей и животных, чёрными керамическими фигурными сосудами в виде животных или плодов. Шедевры ювелирного искусства были большей частью уничтожены испанскими завоевателями, в т. ч. «золотой сад» в храме Кориканча, где растения, насекомые, фигуры животных были выполнены из золота и серебра. Духовная культура Т. отличалась также высоким развитием литературы (главным образом поэзии), драматургии, портретной скульптуры, музыки и хореографии, достижениями в области математики, медицины и географии. В Т. существовали зачатки письменности, так называемое узелковое письмо (кипу).
А. М. Кантор.
Литература:
Народы Америки, т. 2, М., 1959;
Нации Латинской Америки, М., 1964;
Культура Перу, М., 1975;
Зубрицкий Ю. А., Инки-кечуа, М., 1975;
Garcilaso de la Vega, Comentarios reales de los Incas, v. 13, Lima, 1959 [в рус. пер. Гарсиласо де ла Вега Инка, История государства инков, Л., 1974];Fellman Velarde J., Los imperios andinos, La Paz, 1961;
Valcárcel G., Perú: Mural de un pueblo, Lima, 1965;
Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, М., 1962;
Ubbelohde-Doering H., The art of ancient Peru, N. Y., [1952];
Lara J., La cultura de los Incas, [t. 1]2, La PazCochabamba, 19661967.
Сбор урожая картофеля.
С гравюры XVI в.
Улица в г. Куско (Перу).
В основании зданий колониального периода кладка эпохи инков.
Керамический сосуд.
Культура инков.
Музей Пенсильванского университета.
Филадельфия.
Фигурка альпаки.
Серебро.
Культура инков.
Американский музей естественной истории.
Нью-Йорк.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.